Национальный музей афроамериканской истории и культуры в Вашингтоне
24 сентября 2016 года, в присутствии президента Барака Обамы, был торжественно открыт первый в США Национальный музей афроамериканской истории и культуры, входящий в состав Смитсоновского института.
Музей привлекает к себе внимание не только по своим идеологическим соображениям, но и благодаря своему архитектурному строению и дизайну, кардинально отличающемуся от типовой застройки столицы и идеально контрастирующему с ней одновременно.
Немного о музее
Идея создания подобного музея появилась более 100 лет, но смогла быть реализована только в наши дни, после продолжительных конкурсных отборов в 2009 г. и нескончаемых согласований с правительством внешнего облика строения, вплоть до 2012 года.
Основной целью создания музея являлось предоставить возможность увидеть историю США с нового ракурса и в лучшей мере понять тот мир, в котором мы живем сегодня, через экспозиции, посвященные истории афроамериканского народа, начиная с рассказа о мировой работорговле и заканчивая достижениями афроамериканцев в области культуры и спорта.
Музей афроамериканской истории и культуры – это возможность в полной мере показать путь и стремление людей к свободе, а также совершенные людьми ошибки, повторение которых может привести не к желаемой эволюции человеческого рода, а, напротив, к полной деградации общества и потери человеческого лица.
Музей афроамериканской истории и культуры – это взгляд на историю Соединенных Штатов Америки сквозь призму афроамериканской общины.
Более 36 тыс. экспонатов представлены на 8 этажах музея, 5 из которых расположены под землей, среди которых и инструмент легендарного Луи Армстронга, и таблички с надписью «Только для белых», и вывезенная из Южной Каролины лачуга.
Данный музей, как и другие из состава Смитсоновского института, предоставляет возможность бесплатного посещения для всех желающих.
Архитектура здания и дизайн
Победивший в конкурсе проект музея был разработан английским архитектором Дэвидом Аджайе в команде с Филиппом Фрилоном (США) и Дж. Максом Бондом-младшим (США). Работа над проектом велась командой архитекторов на протяжении долгих 4-х лет.
Как и в случае большинства проектов, архитектура музея претерпела огромное количество изменений по сравнению с изначальным планом, из-за необходимости соответствия архитектурному облику столицы США, и, возможно наиболее важно, национальной аллее, на которой расположены главные архитектурные символы столицы и крупнейшие музеи. Национальную аллею в Вашингтоне с должным уровнем иронии называют «самой контролируемой частью недвижимого имущества на Земле»!
Единственным элементом здания, который был сохранен из изначального плана, является крыша здания. Всё остальное претерпело изменения, включая такие мельчайшие детали музея, как домик для охранника.
Высота здания была уменьшена, также как и его площадь (каждая сторона по периметру была уменьшена на 1 метр). Что касается расположения здания, то было принято решение о его переносе на юг, а главного входа на восток, для того, чтобы не создавать визуальную помеху перед главными символами города – Капитолий, монумент Вашингтона и Мемориал Линкольна.
Несмотря на все изменения, архитекторам удалось сохранить главное – идею самого музея и форму трех-ярусной короны, олицетворяющей символ афроамериканской культуры.
Фасад здания, по периметру, оформлен бронзовой решеткой, орнамент на которой, отсылает нас к афроамериканскому ремесленничеству. В основу орнамента были заложены оригинальные узоры, найденные в результате изучения дизайнерами исторических находок и культуры афроамериканского народа.
Использование бронзы в оформлении фасадов формирует соответствующий ассоциативный ряд при взгляде на него – песок, сухая земля и палящее солнце, и отлично передает привычные для африканских местностей цвета. Такой дизайнерский ход сразу задает настроение для посещения музея, формируя в сознании человека первые образы.
Бронзовая решетка выполняет сразу две дизайнерские задумки: отлично контрастирует с белоснежными каменными зданиями национальной аллеи, а также создает мягкие тени внутри здания, регулируя количество дневного света проникаемого внутрь.
По всему периметру «короны» организованы открытые смотровые площадки, с которых открывается вид на основные достопримечательности Вашингтона для всех желающих.
В темное время суток, внешние фасады здания с благородного бронзового цвета трансформируются в яркие световые панели, на которых проецируется название музея, важные цитаты или другая информация, связанная с основной идей музея.
Национальный музей афроамериканской истории культуры в Вашингтоне – это тот случай, когда архитектура наделена глубоким смыслом, как внутри, так и снаружи.
Официальный сайт музея – https://nmaahc.si.edu/
Текст: Орлова Елена
*на заметку – Дэвид Аджайе разработал проект московской школы управления «Сколково»